Оплата по QR коду: как это работает
Оплата по QR коду — является аналогом системы перевода денежных средств с помощью номера телефона или реквизитов кредитной карты.
Разновидности QR кодов
В зависимости от зашифрованного типа ссылки выделяют динамический и статический виды кода.
-
Динамический формируется для каждой покупки отдельно с учетом ее стоимости. Может быть на чеке, экране покупателя, в виджете для сайта или соцсетей, а также в мобильном приложении.
-
Статический включает в себя ссылку, которую формирует банк в момент подключения системы быстрых платежей. В нём содержится информация о счёте продавца, при этом когда покупатель совершает платеж он сам вводит сумму. Минусы данного формата в том, что бывают ошибки при наборе цены покупки со стороны клиента, а также, учитывать такие платежи приходится вручную.
По способу кодирования выделяют — цифровые, буквенно-цифровые, двоичные и кандзи qr коды. Наиболее емким по объёму хранения данных является первый вариант.
Алгоритм работы оплаты с использованием QR кода
Существует несколько вариантов платежей:
-
через мобильное приложение вашего банка,
-
считываете qr код при помощи камеры телефона и он перенаправляет вас в банковское приложение,
-
с помощью СБПэй.
После любого из перечисленных вариантов на экране вашего мобильного телефона появится информация с названием продавца и суммой к оплате (в случае со статическим кодом её вы вводите самостоятельно).
Обязательным условием для проведения оплаты по QR коду является то, что продающая компания/магазин должны быть подключены к системе быстрых платежей (список можно посмотреть по ссылке).
Далее вы подтверждаете оплату, и денежная сумма списывается с указанного вами счета. После чего можно забирать покупку.
Ставки комиссий при таком формате оплаты ограничены и зависят от вида продукции или услуги.
В случае если покупатель неправильно ввёл сумму оплаты или произошёл возврат товара, то необходимо перечислить деньги обратно на его счёт. Для этого понадобятся следующие данные: номер телефона и проведенной транзакции. Вы подтверждаете возврат, и сумма уходит обратно клиенту.
Кому подходит?
Оплата при помощи QR-кодов подойдет вашей компании, если:
-
Ежемесячные платежи за эквайринг составляют более 50% от ваших расходов.
-
Основная целевая аудитория возрастом от 14 до 35 лет.
-
Есть ограничения работы платежных сервисов в смартфонах.
-
Нет терминалов для приема платежей через карты (или не хотите осуществлять затраты на приобретение такого оборудования).
-
Вы осуществляете свою деятельность в качестве интернет-магазина, онлайн-сервиса, мобильного приложения (как один из вариантов оплаты).
Преимущества QR кодов
Для бизнеса:
-
Низкий уровень комиссии за транзакции по сравнению со стандартным эквайрингом.
-
Моментальное поступление денежных средств на ваш расчётный счёт.
-
Нет необходимости в доп. оборудовании (терминалах).
-
Множество банков подключено к данной системе и у вас есть выбор.
-
Подходят как для онлайн-продаж, так и для обычных.
-
Простота в настройке и подключении.
-
Расширение целевой аудитории и повышение её лояльности.
Для покупателей:
-
Отсканировать qr код проще, чем вводить данные карты вручную.
-
Более доступно, чем даже бесконтактная оплата, для которой требуется наличие NFC в вашем смартфоне. Считыватель кодов есть на всех современных мобильных устройствах. (Также актуально в случае ограничений работы приложений Гугл пей, Эпл пей и т.д.).
-
Повышенная безопасность, расчет происходит напрямую и перехватить платеж невозможно, как и получить данные.
-
Нет комиссии для покупателя.
Минусы
Для бизнеса:
-
Если целевая аудитория более возрастная, то данный способ для них более затруднительный из-за того, что надо разбираться в приложениях и возможном отсутствии смартфона.
-
Многие покупатели консерваторы и боятся новых вариантов оплаты, предпочитая «проверенные».
Для клиентов:
-
Нужен интернет для совершения операции.
-
Не будет кэшбэка.
-
Неполадки с телефоном (разрядился, не работает камера) не позволят совершить оплату с использованием qr кода.
-
Есть ограничения по сумме (150 тыс. руб.).
Особенности подключения системы для бизнеса
Перед внедрением данного способа оплаты необходимо предварительно изучить мнения ваших покупателей, оценить состав целевой аудитории, оценить размер комиссии в зависимости от товарного сегмента, выбрать наиболее подходящий платёжный сервис, подключиться к нему и сделать тестовые покупки. После оценки эффективности принимается решение, имеет смысл добавлять такой вид оплаты к основным или нет.
Сам процесс подключения состоит в подаче заявки банку на внедрение СБП, заключении договора с платежным сервисом, интеграцией с онлайн-кассой и выборе способа показа QR кода клиенту.
Не забывайте отслеживать реакцию своих покупателей и проблемы, которые могут возникать при оплате.
В настоящее время, когда есть существенные затруднения с бесконтактной системой платежей (не доступны привычные пользователям приложения) данный вид оплат становится всё более популярен и необходим даже в крупных сетевых маркетах.