Расчеты с самозанятыми с помощью СБИС: экономия на налогах
Привлечение самозанятых — легальный способ сэкономить на налогах. В отличие от штатных сотрудников, организации не потребуется нести нагрузку по уплате за самозанятых многочисленных страховых платежей и налогов с ФОТ. Но важно правильно оформить отношения с такой категорией лиц. Как организации оформить расчеты с самозанятыми, и чем в этом поможет СБИС, расскажем далее.
Что такое самозанятость
Налог на профессиональный доход (НПД) или самозанятость — уже не новое явление. Специальный налоговый режим НПД применяется в РФ с 2019 г. и его преимущества оценили не только физические лица, для которых он предназначен, но и организации и ИП — контрагенты самозанятых.>
Напомним, при работе с юр.лицами и ИП — самозанятые самостоятельно уплачивают только налог 6% от суммы дохода по договору. Организация в этом случае не несет обязанностей как налоговый агент. А значит — за такого «сотрудника» не нужно уплачивать НДФЛ (13%) и страховые взносы (30%).
При этом договор самозанятого с организацией можно заключить на оказание таких услуг, как:
- удаленная работа онлайн;
- грузоперевозки;
- фото- и видеосъемка;
- юридические консультации;
- ведение бухгалтерского учета;
- проведение корпоративов и т.д.
В зависимости от направления деятельности организации самозанятыми возможно заменить долю штатных сотрудников.
Как организации работать с самозанятыми?
Несмотря на перспективу экономии — не стоит с энтузиазмом переводить штатных сотрудников в категорию самозанятых.
Во-первых, следует соблюсти ограничения:
- сотрудничать с бывшим сотрудником в статусе самозанятого можно только через 2 года после увольнения из штата ( ст. 6 ч. 2 п. 8 закона N 422-ФЗ);
- ограничение по доходу — 2,4 млн. руб. в год.
Во-вторых, работа организации с самозанятыми должна строиться на договорной основе. Иначе это грозит переквалификацией таких отношений в трудовые, а организации — штрафами.
Чтобы достичь основной цели — экономии на налогах, не нарушая закон, организации следует уделить внимание трем основным моментам:
- договоры с смз;
- расчеты с самозанятыми;
- закрывающая документация от самозанятого.
По указанным трем вопросам помощником для организации станет сервис СБИС, в котором предусмотрен специальный модуль для работы с данной категорией.
Касательно договорной работы, вести расчет с самозанятыми организация может:
- как с сотрудниками, работающими по договору ГПХ (если сотрудничество регулярное);
- как с поставщиками товаров и услуг (если услуги носят разовый характер).
Несмотря на то, что ГК РФ допускает заключение сделок в устной форме, в случае, если сторона — юридическое лицо, требуется заключение письменного договора.
В сервисе СБИС для создания договора с самозанятыми предназначен раздел «Сотрудники/Кадровый учет», «Прием/По договору ГПХ», либо «Бизнес», «Закупки/Расходы» если лицо оформляется как поставщик услуг.
Также при заключении договора необходимо убедиться, что у лица есть статус самозанятого. Проверить статус можно по ИНН на портале ФНС РФ или с помощью сервиса СБИС в разделе «Сотрудники». Параллельно сервис проверит лицо по базам МВД, Минюста, базе судебных приставов и т.д.
Второй вопрос: выплата самозанятому. В мобильном приложении и веб-версии «Мой налог» реализована возможность выставлять счета. В СБИС можно быстро рассчитаться с самозанятым. Организация оплачивает услуги самозанятого на основании выставленного счета или без него (обязанности непременно выставлять счет у самозанятых нет).
В сервисе СБИС оплата настраивается один раз в разделе «Настройки/Параметры учета/Расчеты с контрагентами», «Учет по договорам», субсчет «Расчеты с самозанятыми». После чего в разделе «Деньги/Банк» или «Деньги/Касса» на вкладке «Платежи», «Расход» выбирается «Оплата поставщику», счет расчетов «Расчеты с самозанятыми». Таким образом, оплата самозанятому производится без труда, как на разовой, так и на регулярной основе.
Третий вопрос: закрывающая документация от самозанятого. По закону, самозанятые обязаны выдавать только чек. В чеке указывается сумма, наименование оказанной услуги и ИНН организации-заказчика. Чек подтверждает расходы и на его основании расходы принимаются к учету.
Счета самозанятые выставлять могут, но не обязаны. Счета-фактуры не выставляют, поскольку не признаются плательщиками НДС.
Чем полезен СБИС в работе организации с самозанятыми?
В сервисе СБИС не просто настроены шаблоны договоров и механизм оплат. Сервис минимизирует риск переквалификации отношений с самозанятыми в трудовые:
- проверяет наличие статуса лица;
- проверяет дату регистрации (заключение договора непосредственно после регистрации в качестве самозанятого повышает риск проверок);
- в шаблоне договора СБИС с самозанятым отсутствуют термины трудового законодательства, он опирается на нормы гражданского права;
- договор с самозанятым содержит тех.задание для него.
Также в сервисе хранятся:
- чеки;
- акты выполненных работ (акт формируется сервисом, доступен к печати).
Это позволит доказать, что расчет производился с лицом, являющимся на момент расчета самозанятым, а также, что расчет происходил по нормам гражданского (а не трудового) договора.
Рассчитаться с самозанятыми — пошаговая инструкция от СБИС!
Для ведения расчета с самозанятыми, сделайте договор, начислите оплату и выплатите вознаграждение!
Первый шаг — оформление документа:
Шаг второй — начисление дохода:
Шаг третий — выплата:
Шаг четвертый — проверка: